Как заделать течь в чугунной батарее отопления?
Прежде чем выяснять, как устранить течь радиатора между секциями или в другом месте, нужно разобраться в причинах возникающих проблем:
- Чугунные радиаторы имеют большой вес и монтируются на прочные крючки. При минимальной погрешности радиаторы проседают под своей массой, а перекос в несколько миллиметров становится причиной образования воздушных карманов. В этих местах начинается коррозия – чугун истончается и через время образуется свищ. Появляется незначительная течь, которую желательно быстро устранить.
- В домах с централизованной системой отопления часто происходят гидроудары, из-за которых иногда текут батареи отопления в местах стыков (особенно это касается биметаллических радиаторов).
- Чугунные радиаторы внутри шероховатые, поэтому на поверхности задерживается всевозможный мусор и посторонние включения: кусочки металла, ржавый осадок и пр. Постепенно каналы начинают забиваться, а ухудшение циркуляции теплоносителя приводит к риску прорыва или появления течи. Это еще одна из причин, почему текут батареи, как чугунные, так и стальные.
- Прокладки и ниппельная резьба – слабые точки отопительных радиаторов, поэтому в этих местах может образоваться течь.
Практика показывает, что течь алюминиевого, стального и другого радиатора появляется не внезапно. Сначала возникают характерные признаки: снижается температура воздуха в помещении, образуется налет на радиаторе, образуются пятна коррозии на поверхности.
Не бездействуйте, обнаруживая эти признаки, а решайте, что делать – батарея уже течет. Если проигнорировать ситуацию, может произойти авария. Также вскоре вы можете обнаружить под радиатором лужицу воды, а уровень влажности в помещении заметно увеличится. Можно самостоятельно заделать течь в радиаторе отопления или обратится к мастерам. Опытный сантехник нашей компании оперативно устранит протечку любого радиатора: алюминиевого, стального, биметаллического, чугунного.
Многих волнует вопрос, если течет батарея кого вызывать? Если проживаете в квартире с центральным отоплением, обратитесь в управляющую компанию или к нам. В остальных случаях можно обойтись без управляющей организации – она вам не поможет.
Конструкция чугунных радиаторов
Данный тип отопительных устройств состоит из отделений. Старые модели сегодня производятся в форме гармошек, а вот новые отличаются плоской внешней панелью, позволяющей получить равномерный прогрев всей площади. При работе оборудование применяется два вида теплоотдачи:
- излучение составляет 30% тепла. Оно не просто греет воздушные потоки, а передает тепло ближайшим предметам, обеспечивая помещение качественным прогревом;
- конвекция, выполняемая батареей отопления, снабжает комнату постоянными воздушными массами и составляет 75% отдачи тепла.
Конструкция чугунной батареи, несмотря на внешние изменения, осталась такой же. Она состоит из:
- заглушек,
- запорных устройств,
- пробок,
- сердечника и терморегулятора,
- контрагаек,
- ниппелей и прокладок.
Даже если чугун отличается высокой надежностью сред других материалов, у него все равно есть свой лимит. Обычно время эксплуатации чугунных радиаторов составляет 30 лет, при хорошем уходе и благоприятных условиях работы – до 100 лет. Зато элементы, соединяющие секции друг с другом, чаще подвергаются поломкам. При регулярных гидроударах они могут расшататься или деформироваться. Наблюдается течь между ячейками чугунной батареи, которая, если не устранить в срок, может быть серьезной причиной аварии или угрозы для здоровья и жизни человека. Чтобы этого не случилось, необходимо проверить состояние чугунных радиаторов после завершения сезона отопления. При этом можно выявить совершенно разные неполадки в системе отопления.
Типы неисправностей и методы их устранения
Специалисты выделяют несколько типов неисправностей, которые приводят к появлению течи. Каждый дефект имеет свое решение проблемы.
Как устранить некачественно сваренный шов
Некачественно выполненный стыковочный шов — один из типов неисправностей. Для решения такой проблемы рекомендуют использовать свинцовые конусы и цементный раствор. Независимо от выбранного метода, алгоритм работы одинаковый:
- освободите место соединения от износившихся остатков (металла или ремонтного раствора);
- шов очистите от загрязнений и коррозии и удалите тряпкой лишнюю жидкость.
Правила использования свинца:
- конусы зафиксируйте в дефекте;
- приготовьте цементный раствор — на 10 частей материала возьмите 1 часть воды и замесите состав;
- полученное средство нанесите поверх конуса и дождитесь его полного застывания.
Цемент используют и без конусов. Алгоритм работы:
- приготовьте цементный раствор и подготовьте медицинский бинт;
- бинт пропитайте в растворе и зафиксируйте его в дефекте;
- сверху нанесите слой цемента, чтобы он полностью закрыл бинт, и дождитесь полного застывания раствора.
Справка! Цемент застывает через сутки после нанесения раствора.
Поломка радиаторной пластины
Еще один тип неисправностей — поломка радиаторной пластины. Порядок действий для исправления ситуации:
- отключите систему отопления;
- сбросьте систему стояков;
- отсоедините батарею, предварительно подставив емкость под батарею на случай остатка воды в стояке;
- радиаторным ключом отсоедините ту часть, на которой образовалась поломка;
- зафиксируйте на радиаторе новый ниппель и затяните его;
- выполните монтаж батареи к системе и пустите теплоноситель.
Холодная сварка
Чтобы устранить течь в радиаторной пластине, используют холодную сварку:
- отключите систему отопления;
- сбросьте систему стояков;
- очистите дефект от грязи и ржавчины;
- место протечки обработайте холодной сваркой;
- через 40 минут после застывания материала запустите теплоноситель в систему.
Фото 1. Холодная сварка для стальных и чугунных батарей и труб, 50 г, производитель — «Спайк».
Цементно-гипсовая повязка
Как и в случае с некачественно сваренным швом, для заделывания дефекта на батарее используют цементно-гипсовую повязку. Бинт пропитывают цементным раствором, фиксируют на проблемной зоне и сверху покрывают слоем раствора. После застывания состава течь прекращается.
Поваренная соль
Чтобы устранить дефект на батарее, используют поваренную соль с цементно-гипсовой повязкой. Готовят цементный раствор, пропитывают им бинт и сверху посыпают солью. После этого повреждение заделывается этой повязкой и фиксируется крепежами.
Как заделать течь между секциями батарей
Если протечка возникла между секциями радиатора, то устраняют такой дефект с помощью хомута. Он затягивается на дефекте по винту и такой меры ненадолго хватит, но при первой возможности проводят более серьезные мероприятия.
Если под рукой не оказалось специального хомута, его делают самостоятельно. Для этого используют стальные не алюминиевые пластины. Их соединяют болтом и затягивают на месте дефекта.
Перед установлением хомута место повреждения закрывается резиновым жгутом или тряпкой, пропитанной клеем.
Что делать с самого начала
Если повреждение достаточно серьезное, то необходимо сразу же вызвать аварийную бригаду. В любом случае у профессиональных сантехников будут хотя бы все необходимые инструменты и материалы для локализации аварии.
Если из батареи во все стороны хлещет кипяток, то лучше набросить на него что-либо типа одеяла. Протечку это не ликвидирует, но зато позволит подойти к отопительному прибору без риска получить термическую травму.
Набрасывание одеяла на батарею
Перекрывание воды
Вспомните, есть ли возможность перекрыть подачу воды в систему отопления в квартире? Если воду можно перекрыть краном или вентилем, то это дает возможность, по крайней мере, спасти имущество.
Обычно кран для отсечения теплоносителя в систему отопления находится на магистральной трубе недалеко от входа этой трубы в подвал.
Обычный вид крана на трубе системы отопления
Если же течь не очень сильная ее можно устранить своими руками.
Устранение течи с помощью болта-самореза
Если течь образовалась на чугунном радиаторе, то ее можно устранить с помощью саморезного болта, который закрепляется в отверстии на секции батареи или на отрезке трубы отопления.
Устранение незначительной течи с помощью цементно-гипсовой повязки
Перед тем, как устранить течь в радиаторе отопления необходимо подготовиться.
Для того чтобы «победить» незначительную течь, понадобятся следующие материалы и инструменты:
- обыкновенный медицинский бинт;
- цемент;
- гипс (алебастр);
- соль;
- емкость с водой.
Течь устраняется наложением специальной повязки на место повреждения.
Если удалось перекрыть воду, то дальнейшие действия таковы:
- В емкости с водой разводится цемент до консистенции негустой сметаны;
- Нарезается бинт полосками около 25-30 см по длине;
- Полоски бинта тщательно пропитываются цементной смесью;
- Пропитанными полосками обматывается место повреждения;
- Процесс повторяется до образования прочной повязки.
Устранение протечки цементной повязкой
Важно! Если воду не удалость перекрыть, то вместо цемента следует использовать алебастр, который отличается быстрым высыханием. Сверху на гипсовую повязку следует накладывать цементную.
Если протечка образовалась на месте резьбового соединения, то следует использовать обычную поваренную соль таким образом:
- Полоски бинта или материи намочить в воде;
- Намоченные полоски обильно обвалять в соли;
- Обмотать место протечки.
Соль, растворяясь в воде закоксовывает щель. Поверх следует наложить цементную повязку так, как описывает инструкция выше.
Схема устранение протекания
Устранение течи с помощью хомута или резины
Если место повреждения находится на соединении радиатора и магистральной трубы, то приостановить течь на какое-то время возможно, если использовать резиновый бандаж и проволоку (автомобильный хомутик). Кусок резины обматывается вокруг поврежденного места и закрепляется проволокой.
Куски резины можно нарезать из велосипедной камеры. Для этого необходимо заготовить полоски по 4-5 см в ширину и 30-35 см в длину.
При наличии хомута течь на какое-то время можно полностью приостановить. Поэтому полезно иметь пару хомутов дома под рукой на всякий случай, тем более что их цена невысока.
Фото наложенного хомута
Устранение течи с помощью влагостойкого клея
Если батарея течет на стыке между секциями, то устранить проблему можно с помощью ткани, пропитанной влагостойким и термостойким клеем. После того, как клей высохнет, течь будет, по крайней мере, надежно законсервирована.
Для устранения течи подходит эпоксидный двухкомпонентный клей.
Устранение течи с помощью герметичной пломбы
При небольшом повреждении можно использовать специальный герметик на полимерной или порошковой основе. Такие составы продаются в хозяйственных магазинах, и они предназначены именно для такого ремонта.
При контакте с воздухом материал полимеризируется. При затвердевании получается прочная пломба, которая даст время для более существенного ремонта.
Некоторые типы таких составов являются полимерными двухкомпонентными, которые затвердевают при смешивании двух составляющих этого средства. Другие средства затвердевают при химической реакции с кислородом воздуха.
Герметик для системы отопления
Технология устранения течи с помощью полимерного состава показана на видео:
Устранение течи с помощью сварки
При наличии навыков работы со сварочным оборудованием такое повреждение легко устраняется.
Важно! Перед сварочными работами отопительную систему необходимо освободить от теплоносителя.
Стоит заметить, что сварка применима только для стальных радиаторов и при сварке, необходимо позаботиться о заземлении аппарата.
Устранение течи сваркой
5 Ремонт радиатора – что делать летом
При устранении течи любым из описанных выше способов не забывайте, что вы только на время решаете проблему. Как только отопительный сезон будет окончен, вам придется всерьез задуматься о качественном ремонте поломки. После того, как батареи перестанут использоваться, в первую очередь потребуется полностью слить воду из приборов или всей отопительной системы. Затем полностью отсоедините проблемную батарею. Удалите с ее поверхности все заплатки, которыми ранее скрывали трещины. Далее очистите швы между секциями. Стяните ниппели радиаторным ключом и устраните трещину при помощи пайки.
После этого потребуется заново установить батарею. Независимо от того, использовали ли вы новый лен зимой, в этот раз также замените его. Таким образом, вам удастся продлить срок эксплуатации батареи. Нередко трещина может появиться в одной из секций чугунного прибора. Зимой полностью устранить эту проблему достаточно проблематично, поэтому рекомендуем отремонтировать батарею летом. Для этого изделие нужно отключить и демонтировать.
После этого оцените величину трещины. Если она небольшая, то можно воспользоваться паяльником или сварочным аппаратом. Но если трещина велика, то лучше всего заменить неисправную секцию новой. Для этого специальным ключом открутите проблемную часть и установите вместо нее купленную. Обязательно нанесите в местах стыков качественный термостойкий герметик. После этого установите батарею на место.
Виды и причины протечек
Как правило протечка бывает в межсезонье, когда выключают отопление, поскольку происходит остывание металл сужается и в местах резьбовых соединений начинает прокапывать вода.
Если радиатор отопления течет, то необходимо определить причину и место поломки. Каждая сантехническая точка состоит из батареи отопления и примыкающего трубопровода. Соединения этих элементов могут нарушаться под воздействием следующих факторов:
- Длительный срок эксплуатации, как причина износа;
- Некачественная установка системы отопления;
- Механическое воздействие, грубая сила;
- Коррозированный метал.
В зависимости от того, между какими элементами возникла утечка теплоносителя, выделяются следующие виды поломок:
- Нарушения герметизации между трубами стояка и патрубками батареи;
- Частичное разрушение магистральных труб, которые соединяют радиатор и стояк;
- Протечка в районе межсекционных соединений;
- Образование свища или трещины на одной из секций радиатора.
Для каждого их этих случаев существует свой способ устранения аварии. Если капает батарея, чем замазать не спешите узнавать. Возможно, мазать не нужно будет вовсе.
Капает между патрубком и магистральной трубой
Течь на стыке часто является следствием неправильной установки, или бытовой ситуации, когда батареи использовались как опора для тяжелых предметов или жильцов. Для совершения ремонта понадобится:
- Автомобильный хомутик или проволока;
- Кусок тонкой и гибкой резины.
Порядок действий:
- Нарезать из резины полоски размером 5х35 см. либо использовать бинт резину из аптеки;
- Обмотать полоской поврежденную зону;
- Закрепить резину проволокой или хомутиком.
В данной ситуации хомут станет более подходящим вариантом, так как он стоит недорого, а фиксирует поврежденный стык надежно, равномерно, без риска перетяжки.
Пропускает магистральная труба
Таких трубы всегда две. Одна для подачи теплоносителя в радиатор, а вторая для отвода остывшей воды. Они изготовлены из стали и имеют свойство коррозироваться и изнашиваться изнутри с течением времени по двум причинам:
- Заполнение водой в межсезонье;
- Примеси в воде, поступающей по теплотрассам.
Чаще всего вопрос о том, что делать если радиатор отопления течет возникает в самый разгар отопительного сезона. В случае аварии на прямом участке трубы используется цементно-гипсовая повязка. Для ее приготовления потребуется:
- Нестерильный бинт;
- Цемент;
- Алебастр;
- Емкость для замешивания смеси.
Важно! Алебастр потребуется тогда, когда возможности перекрыть воду нет. Он накладывается первым слоем, так как сохнет быстрее цемента и добавляет надежности повязке.
- Замесить цемент с водой до консистенции жидкой сметаны;
- Приготовить полоски длинной 25-30 см;
- Вымочить полоски бинта в смеси;
- Обмотать ими поврежденный участок слой за слоем;
- Проводить действия до получения плотной повязки.
Если струя воды хлещет фонтаном
Если образовался свищ и вода течет струёй, то можно забить до прихода слесарей деревянный клин. Дерево размокает и хорошо удержит воду.
Течет резьбовое соединение
В случае, когда течь в батарее отопления образовалась в районе резьбы вновь используется повязка, но на этот раз соляная:
- Намочить бинт;
- Обвалять полоски в соли;
- Обмотать повреждения;
- Наложить цементную повязку.
Важно! Соль способна закоксовать место, пропускающее воду.
Течет между секциями чугунного радиатора
Если между секциями капает батарея отопления что делать разобраться не сложно. Стык представлен небольшим прямолинейным участком, временно отремонтировать который можно просто. Необходимые материалы:
- Автомобильный хомутик с соответствующей направлению винта затяжкой;
- Прокладки из гибкой резины;
- Эпоксидный клей;
- Кусочек ткани.
Порядок действий:
Течет из стенок радиатора
Резонный вопрос когда течет батарея – чем замазать? Если авария произошла в стенке одной из секций, то замазать придется холодной сваркой. Более эффективного способа еще нет. Шарик «холодной сварки» нужно плотно прижать к месту протекания и держать в таком положении 3-5 минут. Через пол часа смесь полностью отвердеет, а еще через сутки батарея будет готова к выполнению своих функций.В качестве заключения, важно отметить следующее. Все выше указанные меры – действия «скорой помощи». Если система отопления дала сбой один раз – это значит, что пора готовится к капитальному ремонту. Вызов мастера станет лучшей профилактикой серьезных проблем
Давайте разберемся, что же это такое холодная сварка для чугунных батарей
Говоря простым языком, холодная сварка для чугунных батарей отопления – это склеивание оснований без предварительного нагрева. Такой клей имеет особый состав, чаще он состоит из эпоксидной смолы и затвердителя. После высыхания шов, сделанный из такого клеевого состава, обладает свойствами металла. Этот метод сварки способен выдержать сильные нагрузки, высокие температуры, а использовать его можно при отрицательных температурах, поэтому он считается очень надежным для ремонта батарей холодной сваркой.
Почему возникают протечки?
На вопрос, чем заделать дырки в трубах отопления, будет куда легче ответить при конкретном обозначении основных причин их появления. Как правило, протечки в бытовых отопительных системах возникают вследствие:
- Коррозионного воздействия теплового агента и внешней среды. Коррозия металлических трубопроводов происходит из-за конденсата, который проникает в незащищённые места коммуникаций, где вызывает постепенное разрушение металла.
- Нарушений технологии монтажа и подключения. Слабое место металлических коммуникаций – сварные швы, а также участки вокруг соединений и стыков. Металлопластик и полипропилен могут потерять герметичность из-за несоответствия параметров элементов системы, а также ошибок при их монтаже и подключении.
- Внештатных режимов работы. Неправильно работающие узлы отопления, изношенная арматура, низкое или наоборот слишком высокое давление в системе вполне способны стать причиной утечки теплового агента.
- Механических повреждений. Ни металлическая, ни, тем более, металлопластиковая или ПП-труба не выдержит интенсивного физического воздействия. Именно поэтому отопительные коммуникации и оборудование размещаются скрыто или на участках с низкой интенсивностью доступа.
Полезный совет! Течь нужно заделать с расчётом как минимум на остаток эксплуатационного периода или хотя бы на время, необходимое для вызова и приезда сантехника. Это должно быть основным критерием выбора того, чем можно заделать дырочки в трубах отопления. Ведь капитальный ремонт системы будет возможен лишь после завершения отопительного сезона. Все прочие меры считаются временными.
Места соединений нужно проверить в первую очередь
Потек радиатор. Что делать в юридическом плане
Если у вас потек радиатор отопления, то, разумеется, управляющая компания, сервисная компания, которая обслуживает ваш дом, сделает все возможное, чтобы вы чинили и ремонтировали свою батарею сами. Не надо думать, что чиновники и менеджеры этих организаций слыхом не слыхивали про перечисленные в первой части нашей заметки Постановления правительства РФ и Госстроя. Слыхивали!
Замена радиатора отопления своими руками
Но постараются придумать разные оговорки типа: «Мы обслуживаем до первого вентиля, а остальное всё – ваше!»
Как правило, если вы всерьёз намерены решать вопрос в суде, то нервы у чиновников и менеджеров не выдерживают, и они сдают позиции. Но иногда они могут вас и переиграть. Например, у вас потек кран на батарее. Кто его должен менять? Как правило, в технической документации (особенно если вы живёте в хрущевке или брежневке постройки 60-70-х годов прошлого века) такой кран не значится. Значит, вы его поставили сами, и сами должны о нём радеть.
Причиной протечки крана может быть его разрушение
Сейчас сервисные организаторы даже составляют опись имущества, которое они берут на обслуживание. И, допустим, если вы поменяли старую чугунную батарею на новомодную биметаллическую, то сервисная организация может и не взять ее на обслуживание! Батарея-то действительно ваша! И поставили вы ее наверняка без согласования с ЖЭКом и все остальной коммунальной вертикалью власти!
О том, как правильно выполнять замену батарей в квартире, смотрите следующую статью.
Если вас интересует, где можно приобрести кран для батареи отопления, читайте статью по адресу: http://remontspravka.com/gde-kupit-ekran-dlya-batarei/
Замену батарей в многоквартирном доме надо согласовывать точно также, как и любую другую переделку общего имущества: устройство дополнительных дверей в капитальных стенах, вынос отопления на остекленную лоджию и т.п. То есть, составлять план, заказывать технический проект в сертифицированной организации и т.д.
В общем, мороки не оберешься. Поэтому в России в целом и в Москве в частности, если потек радиатор отопления, «что делать?» граждане не спрашивают, а идут в магазин, покупают за свои кровные новый радиатор, конспиративно дают на лапу сантехнику, чтобы он этот радиатор поставил, и сами следят за тем, чтобы он не тёк.
Электрический масляный радиатор тоже может протечь
Коли уж речь зашла на столь щекотливую тему, то грех будет не ответить на вопрос: «Что делать, если потек масляный радиатор?»
Речь идёт, конечно, об интерьерном электрическом обогревателе, а не об автомобильном радиаторе охлаждения.
Опять: есть два варианта.
Второй вариант – замазать место протечки высокотемпературным маслостойким герметиком. Такие продаются в магазинах запчастей, используются для ремонта автомобильных радиаторов.
Починка масляного радиатора 2.