Грунтовая дорога с щебеночным покрытием
Отсыпка дороги щебнем
- Особенности
- Какой нужен щебень?
- Расчет количества материала
- Технология строительства
Зачастую в качестве подъезда к загородному дому или коттеджу используется грунтовая дорога. Но со временем из-за интенсивной эксплуатации и воздействия дождей она становится практически непригодной для использования, на ней появляются ямы и выбоины. Одним из самых выгодных способов восстановить такую дорогу, сделать ее ровной и крепкой является подсыпка щебнем.
Обеспыливание дорог — комплекс работ по удалению с поверхности проезжей части дорог мелких пылевидных частиц (или их задержанию на поверхности), проводимый в жаркое и сухое время года на пылящих покрытиях и неукрепленных обочинах, с целью обеспечения нормальных условий движения транспортных средств.
Потребность в обеспыливании дорожного покрытия может возникнуть как в процессе содержания автомобильной дороги, так и на этапе ее ремонта и строительства новой дороги. Например, потребность в обеспыливании часто возникает в процессе холодного фрезерования старого асфальтированного покрытия, так как при измельчении асфальтобетона неизбежно образуются большие объемы мелкофракционной каменно-песчаной пыли.
Также обеспыливание может потребоваться на отдельных этапах строительства новой дороги, как то устройство земляного полотна и сооружение дорожной одежды. Например, при планировке поверхности земляного полотна перед вывозкой и распределением материала для дополнительного слоя основания, в сухую погоду производят обеспыливание путем розлива (распределения) обеспыливающих веществ или воды с помощью поливомоечных машин, либо с помощью цистерн, оборудованных распределительными устройствами.
Причины пылеобразования на проезжей части автомобильных дорог
Образование пыли происходит в результате износа покрытия под воздействием транспорта в сочетании с погодно-климатическими условиями (долгое отсутствие атмосферных осадков и высокая плюсовая температура воздуха).
Пылеобразование в результате износа покрытия является наиболее актуальным для дорог с переходным и низшим типом дорожной одежды (т. е. для щебеночных, гравийных, грунтовых дорог). На дорогах с усовершенствованным типом дорожной одежды (с асфальтированным или цементобетонным покрытием), причиной пылеобразования может быть наличие неукрепленной обочины, а также регулярный въезд транспорта на такие дороги с примыкающих грунтовых и гравийных дорог. Погодно-климатические факторы способствуют образованию пыли в равной степени и на асфальтированных, и на гравийных, и на грунтовых покрытиях.
Основные способы обеспыливания дорожных покрытий
Все основные способы обеспыливания покрытий автомобильных дорог можно разделить на три типа:
- Механическое удаление пыли. К такому способу обеспыливания относится смывание пыли водой, сдувание воздухом, засасывание с помощью вакуумных устройств, а также удаление слоя пыли и продуктов поверхностного износа автогрейдерами, подметальными машинами с механическими щетками и другой техникой. Чаще всего механический способ удаления пыли применяется при обеспыливании дорог с усовершенствованным типом дорожной одежды (с асфальтобетонным или цементобетонным покрытием).
- Смешение материалов покрытия с вяжущими и клеящими добавками. При смешивании обеспыливающего вещества с материалом покрытия (грунтом, щебнем, гравием, песчано-гравийной смесью и др.), удается на некоторое время остановить или существенно замедлить процесс образования пыли, а также удерживать существующую пыль на поверхности покрытия в связанном виде. Такой способ не актуален для обеспыливания асфальтированных дорог, но при этом активно используется для обеспыливания дорог с переходным и низшим типом покрытия (грунтовых, гравийных и др.), в виду того, что механическое удаление пыли не предотвращает их интенсивный износ и не устраняет основной источник пылеобразования.
- Поверхностная обработка или пропитка покрытия. Осуществляется путем распределения по покрытию связывающих, клеящих материалов и химических реагентов в жидком виде или в сухом виде с последующим увлажнением обработанного покрытия. Поверхностная обработка или пропитка покрытия с целью его обеспыливания осуществляется как с применением органических (битум, битумная эмульсия, нефтепродукты и др.), так и минеральных обеспыливающих материалов (хлористый кальций, хлористый натрий, хлористый магний, лигносульфонаты и др.).
Обеспыливание асфальтированных покрытий
Асфальтированные покрытия очищают механическими щетками, поливомоечными или подметально-уборочными машинами в сочетании с мойкой. При сухом обеспыливании пыль удаляется с помощью дорожных пылесосов (вакуумно-пневматической дорожной техники). Наиболее высокое качество очистки обеспечивают вакуумно-уборочные машины (подметально-уборочные машины с вакуумно-пневматической системой).
Обеспыливание грунтовых и гравийных покрытий
Высокая пылимость грунтовой, гравийной или щебеночной дороги означает увеличение затрат на ее обслуживание и содержание. При уменьшении доли мелкозернистого материала слой износа начинает разрыхляться, что приводит к появлению выбоин, колейности, выносу материала покрытия (грунта, щебня, гравия и др.) на обочины и в откосы. Так, в теплый сухой период, под воздействием дорожного движения, поверхность грунтовой дороги разрыхляется и мелкозернистый материал поднимается в воздух в виде пыли. Такая пыль может оставаться в воздухе в течение длительного времени и посредством ветра уноситься на дальние расстояния.
На необеспыленных дорогах с грунтовыми, гравийными, щебеночными, а также шлаковыми покрытиями, вследствие высокой запыленности и ухудшения видимости пропускная способность может снижаться более чем в 2 раза.
Обеспыливание автомобильных дорог с переходными и низшими типами покрытий продлевает срок их службы (особенно при использовании каменных материалов малой прочности) и значительно уменьшает запыленность воздуха, позволяя таким образом увеличить скорость движения, а, следовательно, пропускную способность дорог, повысить безопасность дорожного движения и улучшить экологическую обстановку в прилегающих районах.
Обеспыливание щебеночных, гравийных, грунтовых и других дорог с переходным и низшим типом дорожной одежды может выполняться следующими способами:
- увлажнение водой (применяется для кратковременного предупреждения пылеобразования);
- обработка жидким битумом или битумной эмульсией;
- обработка техническими лигносульфонатами;
- распыление хлористого натрия, хлористого кальция, хлористого магния (бишофита) и других веществ, которые хорошо адсорбируют влагу из воздуха.
Увлажнение водой и поверхностная обработка (битумом, битумной эмульсией или лигносульфонатами) чаще всего применяется при содержании дорог, а распыление солей — в процессе ремонта и строительства новой дороги.
Обеспыливающие вещества
К наиболее часто применяемым обеспыливающим средствам относятся:
- Хлористый кальций. Данный материал гигроскопичен и после растворения длительное время не испаряется, оставаясь в жидком виде. Это ключевой фактор для его применения при обеспыливании дорог. Хлористый кальций может применяться как в сухом, так и в жидком виде (в виде 30%-ного раствора).
- Техническая поваренная соль (чаще всего ее применяют в виде 20…30%-ного раствора).
- Техническая соль сильвинитовых отвалов (кристаллические отходы калийных производств).
- Концентрированные рассолы (морская вода, лиманная вода, вода соленых озер и пластовые солевые воды).
- Лигносульфонаты технические — кальциевые, натриевые, кальциево-натриевые, аммониевые и другие соли лигносульфонатных кислот (побочного продукта лесохимической промышленности образуемого при производстве целлюлозы). Технические лигносульфонаты применяемые в качестве обеспыливающего вещества представляют собой густую жидкость коричневого или темно-коричневого цвета.
- Битумные эмульсии (анионные — ЭБА-3 и катионные — ЭБК-2, ЭБК-3).
- Нефтяные дорожные битумы (медленногустеющие — МГ 40/70 и среднегустеющие — СГ 40/70).
Соблюдение мер экологической безопасности при обеспыливании дорог
Для уменьшения отрицательного экологического воздействия обеспыливающих материалов на придорожную почву, воду и растительность, они должны применяться в минимальном количестве, диктуемом условиями безопасности движения, с соблюдением режима и установленных нормативов обеспыливания.
Перед началом обеспыливания рабочие органы распределительных машин должны быть отрегулированы так, чтобы исключить попадание химических веществ за пределы проезжей части. Не допускается проводить обеспыливание дорог солями в мелкодисперсном состоянии (порошке) в пределах населенного пункта.
При пересечении рек, ручьев или других водных преград, участки дорог в пределах установленных водоохранных зон, а при их отсутствии, на участках дорог длиной по 100 м с каждой стороны от моста (трубы), а также участки, проходящие в зоне охраны питьевой воды и вдоль других водоемов, расположенных на расстоянии до 100 метров, обеспыливают только органическими вяжущими материалами в виде битума или битумной эмульсии. Применение обеспыливающих средств на участках, проходящих через водоохраняемые территории, другие охранные зоны, территории заповедников и заказников допускается только по согласованию с природоохранными органами.
Для контроля, за степенью загрязнения полосы отвода обеспыливающими материалами, в весенне-летний период производится наблюдение за состоянием растений, обращается внимание на их рост, наличие или отсутствие признаков отравления, появление или исчезновение индикаторных растений.
Фото по теме
Асфальтирование и дорожные работы по Киеву и Киевской области
Услуги по асфальтированию дорог, улиц, площадей и различных территорий. Проведение ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий, заделка трещин и профилактическая обработка дорог. Работы по содержанию автомобильных дорог в летний и зимний период (обеспыливание, уборка снега и др.).
Классификация грунтовых дорог
Основные виды грунтовых дорог:
- полевая (2 узкие полосы);
- проселочная (укатанное полотно, иногда обрабатывается грейдером);
- улучшенная (имеет верхнее дорожное покрытие).
Для строительства грунтовых дорог используются грунт, гравий, щебень и песок. В зависимости от основного типа материала выделяют следующие виды грунтовок, различающиеся по своим транспортно-эксплуатационным и потребительским параметрам.
Песчаная грунтовая дорога
Подходит для территорий с минимальной транспортной нагрузкой (в течение суток проезжает не более 10 легковых автомобилей).
- Удаление верхней части грунта.
- Подготовка «дорожного корыта», уплотнение его стенок и основания.
- Засыпка в «корыто» песка.
- Утрамбовка верхнего слоя с помощью катка.
Основной недостаток песчаных дорог — быстрое разрушение покрытия ливневыми дождями и талыми водами. Так как дорога не возвышается над окружающей территорией, песчаный слой быстро подвергается размыву осадками и стоками.
Щебеночная грунтовая дорога
Предназначена для территорий с регулярным автомобильным движением. Добавление щебня позволяет повысить прочность дорожного покрытия: мелкие частицы материалы заполняют промежутки между крупными, повышая тем самым плотность полотна.
Строительство грунтовых дорог из щебня осуществляется в 3 этапа:
- Создание «дорожного корыта».
- Застил нижнего горизонта щебнем крупной фракции (40х70).
- Застил верхнего горизонта щебнем более мелкой фракции (40х20).
Построенная по данной технологии грунтовая дорога может использоваться для транспортного сообщения между сельскими населенными пунктами, а также для благоустройства неоживленных улиц.
Песчано-гравийная грунтовая дорога
Дороги данного типа создаются на территории коттеджных посёлков. По эксплуатационным характеристикам она чуть превосходит грунтовку из щебня, отличается невысокой стоимостью строительства и быстрой укладкой.
Для застила грунтовых дорог этого типа используется песчано-гравийная смесь. Алгоритм строительства аналогичен созданию грунтовых дорог из щебня.
Основной недостаток — малый срок эксплуатации. Дорога быстро разрушается водными стоками, осадками, а также в результате сезонных температурных колебаний.
Послойная грунтовая дорога
Наиболее устойчива к внешним воздействиям и транспортной нагрузке. Дороги этого типа могут создаваться в любых климатических зонах России, они подходят как для проезда легковых автомобилей, так и для грузового и тяжелого автотранспорта. Устойчивы к температурным перепадам, большому количеству жидких и твердых осадков.
Для застила послойных грунтовых дорог используются песок и гравий. Технология строительства:
- Обустройство «дорожного корыта».
- Застил нижнего слоя песком, обеспечивающим хороший дренаж и отвод сточных вод.
- Застил верхнего слоя мелким щебнем, способствующим уплотнению структуры дорожного полотна.
Грунтовая дорога на основе геосетки
Геосетка – это плоский армирующий материал, имеющий ячеистую структуру. В его основе используются современные композиты, способные выдерживать высокие продольные и поперечные нагрузки. Геосетка эффективно распределяет горизонтальные внешние усилия, препятствуя расползанию насыпных материалов, входящих в состав автомобильных дорог.
Геосетку рекомендуется применять в комплекте с геотекстилем. Такой подход поможет избежать проникновения верхних слоев дорожного покрытия в грунт основания и укрепить щебеночный (гравийный) слой.
Совместное применение геосетки с геотекстилем позволяет полностью исключить слой песка из конструкции грунтовой дороги. Но 10 см песка между геотекстилем и геосеткой помогут снизить нагрузку на доронит и уж точно не навредят дорожному покрытию. Правильная последовательность дорожного строительства в данном случае будет следующей:
- Снятие растительного слоя и уплотнение грунта.
- Укладка геотекстиля.
- Засыпка геотекстиля песком.
- Укладка геосетки.
- Засыпка дороги гравием, щебнем или другими подходящими материалами.
- Прикатывание верхнего слоя дороги.
При снятии плодородного слоя в этом случае не стоит слишком углубляться. Достаточно будет 15-20 см. Слой щебня тоже не будет превышать 10-ти см.
Некоторые люди при строительстве проселочной дороги на основе геосетки, пытаясь сэкономить, избегают использования геотекстиля, ограничиваясь использованием песка. И вот что по этому поводу думают наши форумчане.
При дальнейшей эксплуатации все равно песок уйдет в землю, геосетка просядет, щебень уйдет. Я так думаю, этот вариант — до первых дождей и интенсивного движения . Я за то, чтобы укреплять геотекстилем.
Строительство дороги с использованием георешетки
Георешетка – это трехмерная композитная структура, выполненная в форме сот. На сегодняшний день она является наиболее перспективной конструкцией, обеспечивающей объемное армирование дорожного грунта. И если вы хотите, чтобы по вашей дороге могли без опасений ездить не только легковые автомобили, но и небольшие грузовики, при ее строительстве нужно использовать прочную георешетку.
Самой оптимальной технологией строительства грунтовой дороги с использованием данного материала является укладка геотекстиля на утрамбованный грунт с последующей установкой георешетки поверх доронита. Большинство производителей рекомендует сразу засыпать решетку щебнем (или аналогичными материалами). Слой щебня нужно сделать чуть выше решетки. Если высота решетки равна 5-ти см, то толщина щебня должна быть примерно 7 см и так далее. Это, как мы уже сказали, рекомендация производителей. Но наши форумчане с готовностью доработали бы данную конструкцию. Так, пользователь Zack75 считает, что для личных потребностей можно сначала геотекстиль покрыть песком, а уже сверху на эти материалы уложить решетку.
Да, эту мысль вполне можно взять себе на заметку. И даже без песка вы сможете получить весьма прочное и долговечное дорожное покрытие.
Если вы хотите получить практические рекомендации относительно самостоятельного строительства грунтовой дороги, а также взять себе на заметку уже существующие наработки наших пользователей, тогда советуем вам посетить тему на форуме, касающуюся строительства и укрепления грунтовой дороги. А принять участие в обсуждении самых популярных дорожных вопросов можно в теме «Земля и имущество общего пользования»
Стоимость дорожных работ
Устройство покрытия из асфальтной крошки в поселках и СНТ
Укладка горячего асфальтобетонного покрытия дороги в МО
Строительство всей дорожной сети поселков под ключ
Прежде всего, стоит отметить, что при строительстве дорог цена за оказанные услуги может существенно отличаться. На формирование стоимости дорожных работ могут иметь влияние следующие факторы: Рекомендация! Чтобы снизить стоимость строительства дорог в Москве и Московской области эффективно применять такие вторичные материалы, как бой кирпича, строительный мусор и дробленый бетон. Технические нормативы разрешают применение таких материалов при строительстве дорог к дачным поселкам и СНТ, а это, в свою очередь, значительно удешевит прокладку путей в целом!
- Стоимость услуг организации подрядчика;
- Применение различных видов специальной дорожно-строительной техники;
- Цена используемых материалов (является ключевым аспектом при формировании сметы)
Наименование работ | Ед.изм. | Цена |
---|---|---|
Выезд специалиста на осмотр | усл. | БЕСПЛАТНО |
Создание корыта (глубина 15 см) | м 2 | от 50 р/м 2 |
Устройство основания из кирпичного боя/скола | м 2 | от 150 р/м 2 |
Устройство песчано-щебеночного основания | м 2 | от 380 р/м 2 |
Фрезерование устаревшего покрытия (глубина 5 см) | м 2 | от 40 р/м 2 |
Строительство дороги из асфальтной крошки (слой 10см) | м 2 | от 180 р/м 2 |
Устройство дороги из асфальтобетонной смеси (слой 5см) | м 2 | от 400 р/м 2 |
Обработка поверхности битумной эмульсией | м 2 | от 17 р/м 2 |
Отсыпка щебнем для восстановления дорог
Щебень рекомендуется использовать для ремонта типового дорожного полотна. В случае капитального восстановления дороги слои полностью заменяются. При таких работах отсыпка занимает только отдельную часть по созданию подготовительного пласта. Дорожное покрытие обсыпается щебнем сразу в несколько слоев: для первого пласта применяется крупная фракция щебня, и затем идет мелкозернистый пласт. Стандартный ямочный ремонт выполняется в том случае, если площадь деформированного участка не превышает 25 квадратных метров. В этом случае стоимость отсыпки дороги щебнем в Новосибирске будет более доступной.
На формирование качественного щебеночного покрытия влияет уплотнение отсыпки — оно даже важнее, чем первичное нанесение щебенки. Каждый слой еще до уплотнения разравнивается, и дальше строители приступают к укатке полотна по ширине дороги при помощи спецтехники. Осуществляется ручная трамбовка с помощью виброударных действий. На участках с проложенными инженерными коммуникациями запрещается использование трамбующих плит. Если для полотна применяются рыхлые наполнители, рекомендуется на первом этапе использовать так называемые кулачковые или решетчатые катки, а также машины на специальных пневматических шинах. Финальная стадия уплотнения включает трамбовку пневматическими шинами массой до 25 тонн.
Недостатки асфальтобетонного покрытия
Несмотря на то что это качественное и долговечное покрытие, все-таки у него есть некоторые недостатки. Темный цвет асфальта может создавать аварийные ситуации при поездках в вечернее и ночное время, так как он сильно поглощает свет. Во время строительства асфальтобетонной дороги может применяться специальный осветлитель, который увеличивает яркость покрытия в вечернее время. Для этого в асфальтобетонную смесь добавляют естественный щебень, искусственные или синтетические материалы: термолит, дорсил, которые получают путем обжига и кристаллизации шлака и других минеральных материалов, имеющих белый цвет.
Строительство дорог в России всегда начинается с геологической разведки на местности. Учитывается состав грунта, перепады высот, экономические особенности региона и другие важные показатели. В зависимости от этого выбирается наиболее подходящий тип покрытия и подготавливается проектно-сметная документация.
Строительные работы начинаются с уплотнения грунта, подготовки и возведения наиболее подходящего основания. Затем укладывается смесь, уплотняется и обрабатывается верхнее полотно. Дорожная разметка на грунтовом полотне не проводится. Ремонт дорог в России или их отдельных участков должен осуществляться каждый год.
Экономия на асфальте и бетоне. Щебень для дороги
Снижение затрат на сооружение и поддержание в хорошем состоянии дороги из щебня достигается за счет нескольких факторов:
- отказ от закупки асфальта, бетона и других составляющих;
- отсутствие необходимости использовать сложную укладочную технику, когда достаточно одного или двух катков;
- отсутствие необходимости постоянно обновлять асфальт и ремонтировать его;
- возможность поддерживать дорогу в эксплуатационном состоянии, периодически подсыпая щебень и трамбуя его катком.
Для строительства такой дороги необходимо закупить строительный песок речного происхождения, геотекстиль иглопробивного типа и щебень двух или трех фракций в зависимости от нагрузки на полотно.
Использование речного песка обосновано тем, что именно этот материал имеет высокие показатели уплотнения при формировании подушки и хорошо дренирует воду. Щебень гранитный 20-40 (здесь подробнее) по своим характеристикам подходит для укладки среднего, промежуточного слоя дороги, в основе которой лежит материал с более крупными размерами зерна. Для расклинцовки поверхности ее засыпают щебнем более мелких фракций.
Указ о постройке дороги Петербург — Москва
Началом дорожного строительства в России можно считать 1722 г., когда 1 июня был издан указ Сената о постройке дороги между Петербургом и Москвой. Дорогу строили как грунтовую. В указе от 20 мая 1723 г. говорилось: «. А в болотных местах класть фашины и между ими насыпать землею слоями до тех мест, как вышиною будет с натуральною землею ровно и потом мостить, не подкладывая под испод бревен и сверх того мосту насыпать по небольшому земли».
Примитивная технология строительства не способствовала в суровых условиях северо-запада России хорошим результатам. Это привело к тому, что руководители дорожным строительством начали мостить отдельные участки дороги камнем. В декабре 1722 г. Сенат, наконец, решил, что «в нужных местах и где камня довольно есть, из помянутых дорог одну половину, в рассуждении прочности и сбережения лесов, мостить камнем по такому грунту, чтоб камень скоро не опадал и не делалось лощин и не повреждалась бы дорога. ». С этого времени в России была принята установка на постройку на магистральных дорогах каменных дорожных одежд.
Развитие в России торговли и промышленности требовало содержания дорог в исправном состоянии. На важнейших государственных магистралях основным типом дорожного покрытия стал щебень.
Первоначальная технология не предусматривала какого-либо специального уплотнения дорожного покрытия. Идея отказа от уплотнения щебеночных покрытий движением и перехода к уплотнению катком не сразу получила признание и лишь в 40х годах XIX века стала рассматриваться как обязательная.
Грунтовое полотно, грунтовая дорога своими руками
Не стоит считать, что достаточно выровнять полосу земли, и грунтовая дорога готова. Подобное конструктивное решение может привести к тому, что из сооружения, делающего передвижение удобнее, дорога после парочки осенних дождей превратится в эффективное фортификационное сооружение, и для её преодоления (причем поперек) понадобится трактор.
Сначала нужно снять растительный слой, после чего уложить геоткань. Затем полотно отсыпают суглинком, который уплотняют трамбовкой или тщательно укатывают. Завершающим этапом грунтовой дороги будет уплотнение полотна щебнем. Для этого щебень фракции 20-40 рассыпают тонким слоем и трамбовкой вбивают в грунт.
Устройство простой грунтовой дороги
Такая дорога может служить без ремонтов долгие годы даже при достаточно оживленном движении.
Осталось сказать еще о двух обязательных для дороги мероприятиях:
• для всех видов дороги обязательно делаем небольшой (порядка 3%) уклон для стока воды, от средины к краям;
• вдоль дороги по возможности делаем водоотводные канавы (кюветы) (рис. 2).